В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал, безусловно, афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции.

Акрополь со временем стал «обрастать» мифами и легендами. Именно здесь, согласно афинскому преданию, происходил спор Афины и Посейдона за право покровительствовать городу, здесь правили мифические цари Афин Эрех-тей — получеловек-полузмей и Кекроп построивший храм в честь богини Афины и учредивший праздник Панафиней. Также, согласно другому мифу, с вершины Акрополя бросился в бездну царь Эгей. Ожидая Те-сея с Крита, где тот должен был убить чудовище — Минотавра, Эгей условился с сыном, что в случае победы тот вернется домой под белыми парусами. Когда Эгей увидел корабль Тесея под черными парусами (в спешке Тесей забыл об обещании), он с горя бросился в море, названное впоследствии Эгейским.

Одной из основных достопримечательностей современной Греции, как и многие сотни лет назад, остается афинский Акрополь («Верхний Город»). В нем наиболее полно и зримо воплотил-ся дух греческой культуры периода высокой классики, времени наивысшего расцвета Афин в середине Vв. до н.э.

Ансамбль был выстроен на холме высотой 156м над уровнем моря, срезанная вершина которого образует площадку длиной около 270м и шириной, в некоторых местах, до 156 м. На ней обнару-жены следы обитания человека, восходящие к III тысячелетию до н.э. Еще с микенской эпохи (III—II тысячелетие до н.э.) он являлся средоточием святынь, которым всегда поклонялись жившие возле него люди. Здесь помешался и дворец царя — Мегарон, а под защитой крепостных стен Акрополя находили убежище жители во время войн. Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300x130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления класси-ческого периода. В микенскую эпоху Акрополь начали укреплять сложенными из огромных камней неправильной формы стенами, толщина которых иногда доходит до 6 м. Уже в архаичные времена здесь располагались величественные храмы, скульптуры, другие различные святыни. Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480—479 гг. до н.э. Об этом свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот.

Восстановление и реконструкция Акрополя (а точнее, создание на его месте совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже в тот период истории классической Греции, который обычно называют «золотым веком Перикла» 1г (490—429 гг. до н.э.). К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города.

Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии Перикла. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия -- величайшего из греческих скульпторов. К сожалению, подлинные работы Фидия до наших дней не сохранились, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения древнегреческого искусства. Во многом причиной тому послужило фанатичное уничтожение статуй воинствующими христианами. Сохранились, в основном, только второсортные древнеримские копии. В целом на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э. При этом замысел Перикла и Фидия полностью оправдался.

Ансамбль Акрополя — это несколько органично связанных друг с другом сооружений: Пропилеи, Пинакотека, храм Ники Аптерос, статуя Афины Промахос, Эрехтейон, храм Парфенон, театр Одеон.

К VII в. до н.э. Афинский Акрополь перестал быть местом, на котором селились люди, и превратился в религиозный центр афинского государства.

Главной же достопримечательностью всего архитектурного ансамбля Акрополя является сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом храм Парфенон, который называют «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос, или Афины-Девы.

Здание Парфенона было воздвигнуто из местного, так называемого пентелийского, белого мрамора (достоинством пентелийского мрамора являлось и то, что он поддавался точной обработке), впоследствии раскрашенного; внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же, на высоком постаменте, стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы уже упоминавшегося здесь Фидия. Эта статуя была хризо-элефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры.

Храм принадлежит к типу дорического периптера — с восемью колоннами по западному и восточному фасаду и семнадцатью колоннами по длинным сторонам. Портики западного и восточного фасадов углублены вторым рядом колонн, по шесть в каждом ряду. Колонны чуть наклонены вовнутрь и по отношению друг к другу, так что если их продолжить в высоту, то на большом расстоянии от земли они соединятся. Каждая колонна состоит из 10-12 барабанов, которые настолько плотно пригнаны друг к другу, что линию стыка почти невозможно обнаружить. Колонны несколько суживаются кверху благодаря тому, что нижние и верхние барабаны имеют различную толщину — диаметр нижнего составляет 1,904 м, верхнего — 1,481 м, диаметр нижнего барабана угловой колонны — 1,968 м. В сравнении с другими греческими храмами храм Парфенон значительно облегчен, его пропорции не подавляют человека своей грандиозностью (как готические соборы средневековой Европы), но скорее поднимают его до уровня олимпийских богов.

Эрехтсйон— второй по значению памятник Акрополя. Первоначально он назывался храмом Афины Паллады (покровительницы города), или храмом, «хранящим древнюю статую». Лишь в римское время на все злание распространилось название одной из его частей — Эрехтейона. Согласно древнему мифу, Эрехтейон был сыном богини земли Геи и Гефеста, бога-кузнеца. Младенцем взяла его на воспитание богиня Афина и в закрытом ларце отдала дочерям первого царя Аттики Кекропа — Аглавре, Герсе и Пандроссе, строго-настрого запретив открывать ларец. Но Герса м Аглавра из любопытства все-таки заглянули в него. При виде божественного младенца, которого охраняли две змеи, они потеряли рассудок, бросились вниз со скалы Акрополя и разбились. Возмужав, Эрехтейон стал парем Афин.

В древности Эрехтейон был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. И если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон -- храм жреческий. Заесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, и хранилась древ-няя статуя этой богини. Именно для хранения этой статуи, по преда-нию, упавшей с неба, во времена Перикла развернулось грандиозное строительство, в ходе которого Эрехтейон, разрушенный персами, был отстроен заново. Считается, что храм воздвигнут на месте легендарного спора Афины ш Посейдона за власть над Афинами. В одном из залов Эрехтейона сохранился якобы след от трезубца Посейдона на скале, который он оставил во время спора с Афиной. Так как эта святыня должна была всегда находиться под открытым вебом, в перекрытии портика были сделаны отверстия, сохранившиеся до сих пор. Также согласно поверьям, ] в пещере под храмом оби тала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением царя и героя Афин — Эрехтейона. Вообще в храме многое напоминает об этом могущественном правителе. Под се-верным портиком находилась могила Эрехтейона, а в западной части храма, рядом с алтарем Посейдона, располагалось святилище Эрехтейона.

Уникальность и своеобразие Эрехтейона заключается еще и в том, что этот сравнительно небольшой по размерам храм объединил в себе целый ряд различных святилищ, большая часть которых существовала на этом месте до постройки Эрехтейона. Кариатиды Эрехтейона являются наиболее совершенными античными произведениями. Их фигуры значительно выше человеческого роста -2,3 метра. Левые и правые кариатиды являются зеркальными отражениями друг друга. Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры — служительницы культа Афины, которыми могли стать девушки только из лучших семейств Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса: в него ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне.

Греция - карты некоторых городов этой страны (и не только этой!) с нанесенными на них достопримечательностями можно попробовать найти здесь. Карты скачиваются бесплатно и без регистрации!