Арматура - неотъемлемая часть бетонных конструкций. На сегодняшний день бетон является, пожалуй, самым популярным строительным материалом, но речь сейчас не о нем, а о том, без чего не обходится ни одна бетонная конструкция – об арматуре. Арматуру, купить которую сейчас можно любого типа, диаметра и в любом количестве, используют в основном для укрепления бетонных конструкций или для изготовления монтажных каркасов. Это металлический элемент чаще всего в виде прута, хотя встречаются и другие типы арматуры. Вид, которая принимает на себя основные нагрузки, например, деформацию плит перекрытия под собственным весом или внешними воздействиями, называют рабочей. Диаметр ее подбирается в зависимости от размера бетонной конструкции и, как правило, составляет от 10 до 40 мм, хотя при устройстве чего-либо особо массивного, скажем, каких-нибудь плотин или им подобного, выдерживающего огромнейшие нагрузки, диаметр бывает и больше.

Чаще всего для капитального строительства используется арматура 12мм. Распределительная арматура. Продольные прутья рабочей арматуры лучше всего связать между собой в нечто целое, чтобы распределить нагрузку равномерно, и арматуру, которая несет именно эту функцию, называют распределительной. Как правило, такая арматура 10 или 6 миллиметров в диаметре, то есть немного тоньше чем рабочая. Прутья распределительной арматуры располагаются поперек рабочих и в местах пересечения соединяются между собой сваркой или просто скручиваются проволокой, образуя жесткий каркас. Таким образом, происходит не только равномерное распределение нагрузки, но и фиксация прутьев, что не дает им смещаться при бетонировании. Сам каркас, получаемый из арматуры, в свою очередь тоже можно разделить на два типа. Плоский каркас – один ряд рабочей арматуры, скрепленный поперечными прутьями распределительной. Своего рода плоская, двух мерная сеть. Это основа большинства железобетонных конструкций, и, как правило, при небольшой толщине плиты такого каркаса более чем достаточно. Пространственный каркас – это несколько плоских каркасов расположенных параллельно друг другу и скрепленные между собой. Такая трех мерная конструкция применяется, когда бетонная плита имеет значительную толщину, и одного ряда арматуры недостаточно. Монтажная арматура. В тех случаях, когда назначение арматуры не сопротивление нагрузкам или их распределение, а фиксация некоторых элементов в нужном положении, например, правильное расположение рабочей арматуры перед заливкой бетоном, фиксация хомутов или крепление опалубки, то такая арматура называется монтажной. Монтажная арматура это такая арматура которая серьезных нагрузок, и поэтому ее диаметр обычно не превышает 7-9 миллиметров, но бывает и превышает. Для соединения всего металлического скелета в единое целое используют хомуты. Хомуты для укрепления конструкции и лучшего сцепления с бетоном арматуры с арматурой. Хомут – это по сути обычный прут изогнутый нужным образом. Режется арматура метр или полметра в длину (ну или сколько нужно) загибается. Конечно, это могут быть не только растяжки с петлями на концах, но и сложные конфигурации. Диаметр хомутов тоже варьируется в широких пределах, но обычно не превышает диаметра рабочей арматуры. Помимо функционального деления арматуры на разные виды, ее также можно поделить на классы по типам стали, диаметрам и профилю. Таких классов множество, и, не являясь профессионалом, трудно во всем этом разобраться, так что ниже будет представлена краткая характеристика основных классов стержневой арматуры, как самой популярной. Арматура А1 (она же гладкая). Первый вид арматуры – это гладкие стержни без каких-либо поперечных ребер или насечек. У такой арматуры постоянное круглое сечение диаметром 6-40 мм и 12 14 18 25 32 она в основном используется там, где нагрузки будут направлены на сжатие, например, как арматура для фундамента или стен, то есть в качестве вертикальных прутьев. Конечно, ее можно использовать и в перекрытиях, но тогда при горизонтальном расположении прутьев на их концах приходится делать петли, чтобы гладкая арматура, у которой не самое лучшее сцепление с бетоном, прочно держалась внутри плиты. Говорить о марках стали, из которых ее изготавливают, нет смысла, непрофессионал не поймет, а спец это и так знает. Стоит сказать только о том, что она неплохо выдерживает сварку, поэтому из нее без проблем можно варить монтажные каркасы. Арматура А2. Прутья диаметром от 10 до 80 мм с рифленой поверхностью. Области применения практически не отличаются от предыдущего класса, разве что благодаря наличию ребер можно обойтись без петель на краях, она и так хорошо держится в бетоне. Вес арматуры большого диаметра – 60-80 мм, диктует и ее применение – для стен этот диаметр слишком большой, длинные прутья будут довольно тяжелыми и громоздкими, поэтому если вы не собираетесь строить вавилонскую башню, лучше обойтись 12-миллиметровыми. Но как арматура для фундамента такие толстые прутья подойдут идеально, на фундамент приходится весь вес здания и там требуется хороший запас прочности. Арматура А3 (область применения, цена за метр A3 12мм). Пожалуй, самая популярная арматура. Поверхность ребристая, так что в бетоне она держится хорошо. Диаметр прутьев от 6 до 40 мм и сталь с хорошей свариваемостью позволяют использовать ее практически для любых целей. Пускать на перекрытия, стены, фундамент, просто выбирая нужный диаметр для конкретной цели. Арматура А4 и А5 (близкий аналог арматуры А3). Арматура А4 и А5 почти не отличается от предыдущей, диаметр 10-32 мм и 6-36 мм соответственно. Поверхность также рифленая. Единственное отличие это марка стали – сталь углеродистая, так что сварной шов получится хрупким, поэтому лучше ее не сваривать, а скреплять с помощью проволоки, впрочем, именно так в основном и поступают в частном строительстве, поэтому разницы как таковой не ощущается.. Арматура цена на которую варьируется в зависимости от диаметра и типа, стоит до 50 тысяч рублей за тонну. Немного неудобная система, так как при проектировке ее рассчитывают по длине, а не по массе, и когда приобретается арматура, цена за метр предпочтительнее цены за тонну.

Оптовые и розничные продажи арматуры